Развитие человека представляет собой очень сложный процесс, который пытаются обуздать лучшие умы человечества. Теории когнитивного развития человека выдвигаются с постоянной периодичностью и дополняются с течением времени в зависимости от поведения общества. Теории когнитивного развития человека представляют собой наблюдения исследователей в области нейробиологии и психологии.
История развития
Область когнитивного развития человека, как отдельного направления науки, появилась относительно не так давно и обрела популярность только в 90-е года XX века. У истоков этого направления лежат наблюдения швейцарского психолога Жана Пиаже, которые были опубликованы в середине XX века.
Пиаже не являлся первым исследователем в области когнитивного развития человека. Сегодня имеется множество доказательств, что этот вопрос будоражил умы ученого света еще задолго до швейцарского ученого. Примерами таких наблюдений являются работы женевского философа Жан-Жака Руссо («Emile, or On Education» – пер «Эмиль, или Об Образовании») от 1762 года или английского психолога Джеймса Салли («Studies of Childhood» – пер «Исследования детства») от 1896 года. Пиаже стал первым ученым, который систематически начал изучать процессы развития человека. Его основным достижением является поэтапная теория когнитивного развития ребенка и серия тестов для выявления когнитивных способностей человека.
Кроме швейцарского психолога весомый вклад в развитие этого направления внесли такие ученые как Мария Монтессори (Метод обучения Монтессори), Арнольд Гезелл (Теория созревания Гезелла) и Лев Выготский (Теория Льва Выготского). Процесс развития человека является чрезвычайно сложным и в последнее время ему уделяется все больше внимания. Теории вышеперечисленных ученых не лишены недостатков, но каждая из них имеет право на жизнь. Сегодня, в совокупности имеющихся знаний, ученые стараются совершенствовать эти теории и получают все новых и новых последователей.
Сегодня, теории когнитивного развития человека берутся за основу при формировании программ для обучающих процессов в различного рода учебных заведениях и устранения дефектов в развитии в лечебных учреждениях.
Теория когнитивного развития человека по Пиаже
Теория когнитивного развития человека по Пиаже представляет собой всеобъемлещую теорию о природе и развитии человеческого интеллекта. Она рассматривает процесс поэтапного приобретения знаний, осознания и их применения. Жан Пиаже выделил четыре этапа развития интеллекта у детей в число которых входит:
- Сенсомоторная стадия;
- Предоперационная стадия;
- Конкретная операционная стадия;
- Формальная операционная стадия;
Каждая стадия описывает определенную возрастную группу. На каждой из них Пиаже описывал как дети развивают свои когнитивные навыки и применяют их. Теория ученого основывается на том, что дети познают мир через действия, представляют вещи словами, мыслят логически и используют рассуждения.
Сенсомоторная стадия
Сенсомоторная стадия проходит у детей от момента рождения и оканчивается овладением языком. Временной интервал этой стадии начинается с первого дня жизни и длится до 24 месяцев. В период сенсомоторной стадии дети постепенно строят знания и понимание мира, координируя опыт из физических взаимодействий с объектами. Согласно теории на данном этапе наиболее важным достижением ребенка является понимание постоянства объекта. Под постоянством объекта понимается осознание ребенком того, что объект продолжает существовать даже если ребенок не может его видеть или даже слышать.
Сенсомоторная стадия разделена швейцарским психологом на шесть этапов:
- Простые рефлексы (момент рождения — 6 недель);
- Первые привычки и фаза первичных круговых реакций( 6 недель – 4 месяца);
- Фаза вторичных круговых реакций ( 4 – 8 месяцев);
- Координация этапов вторичных круговых реакций(8 – 12 месяцев);
- Третичные цикличные реакции, новизна и любопытство(12 – 18 месяцев)
- Усвоение схем(18 – 24 месяца).
На этапе простых рефлексов происходит координация ощущений и действий посредством рефлексивного поведения. Пиаже описал три первичных рефлекса на данном этапе:
- сосание предметов во рту;
- следование глазами за движущимся или интересным объектом;
- сжатие руки;
В течение первых шести недель жизни эти рефлексы начинают превращаться в добровольные действия. В пример можно привести ладонный рефлекс, который к концу этапа становится намеренным хватанием.
На стадии «Первые привычки и фаза первичных круговых реакций» происходит координация ощущений и двух типов реакций. В этот период рефлексы превращаются в привычки и дети начинают повторять действия, которые изначально произошли случайно(первичные циклические реакции). На данном этапе основное внимание так же уделяется телу ребенка и в конце этапа могут появляться пассивные реакции.
Фаза вторичных круговых реакций характеризуется развитием привычек. Дети становятся более объектно-ориентироваными и выходят за рамки заботы о себе. На данном этапе они повторяют действия которые приносят интересные или приятные результаты. Он связан в первую очередь с развитием координации между зрением и хватанием. В этот период Пиаже выделяет некоторые новые способности. Главными из них являются стремление к желаемому объекту, вторичные циклические реакции и различия между целью и средством. Этот этап является, вероятно, одним из самых главных, так как в этот период зарождается логика и появляется понятие между средством и целью.
На стадии «Координации этапов вторичных круговых реакций» отмечается координация зрения и осязания(зрительно-моторная координация). Данный период ребенка связан в первую очередь с развитием логики и согласованием целей и средств. Это очень важный этап развития, который удерживает то, что Жан Пиаже называет первым правильным интеллектом. Кроме того, у ребенка начинает развиваться так называемая ориентация на цели и преднамеренное планирование шагов для достижения этой цели.
В период этапа «Третичные циклические реакции, новизна и любопытство» детей интересуют многие свойства объектов и многие вещи. Кроме этого они часто эксперементируют и их интересуют результаты этих действий. Данный этап связан в первую очередь с открытием новых средств для достижения целей. Пиаже сравнивает ребенка в этот период с молодым ученым, который проводит псевдоэксперименты, чтобы найти новые способы решения задач и проблем.
В период этапа «Усвоение схем», который является завершающим сенсомоторной стадии, происходит развитие способности использования примитивных символов и формирования устойчивых ментальных представлений. Эта стадия связана с развитием творческих начинаний и развитием воображения. Данный период является переходным этапом между сенсомоторной и предоперационной стадией.
Предоперационная стадия
Предоперационная стадия начинается ближе к второму году обучения ребенка, когда он начинает учиться говорить и продолжается до семилетнего возраста. Пиаже отмечает, что на данном этапе дети не понимают конкретной логики и не могут мысленно манипулировать информацией. На этом периоде обучения у ребенка увеличивается притворство и игра. В то же время ему достаточно тяжело видеть вещи с разных точек зрения. Дооперационная стадия разрежена и логически неадекватна в плане логических операций. То есть ребенок не в состоянии выполнить операции физически, которые выполняет мысленно.
Преоперационную стадию Жан Пиаже разделил на два этапа:
- Этап символической функции;
- Этап интуитивной мысли;
Период символической функции представляет собой промежуток времени, когда дети способны понимать, представлять, запоминать и изображать объекты в уме не имея его перед собой. На данном промежутке времени (от 2 до 4 лет) дети не манипулируют информацией логически и не преобразовывают ее. Они мыслят преимущественно образами и символами. Детские игры начинают носить в этот период более социальный характер. Дети начинают играть по ролям или придумывать воображаемых друзей. Некоторые примеры подобной игры включают в себя игру в семью или чаепитие.
Этап интуитивного мышления является промежутком времени когда дети начинают задавать вопросы почему и как? В период от 4 до 7 лет мышление меняется от символического к интуитивному. У ребенка появляется больше автоматических мыслей не требующих доказательств. На данном этапе возникает повышенное чувство любопытства и необходимость понять как все устроено. Пиаже назвал эту стадию интуитивным мышлением, потому что дети начинают развивать более логическое мышление, но пока еще не способны объяснить свои действия. Швейцарский психолог характеризует этап центрированием, сохранением, необратимостью и транзитивным выводом.
Центрирование представляет собой акт сосредоточения всего внимания на одной характеристике или изменение ситуации, игнорируя при этом все остальное. Сохранение является осознанием того, что изменение внешнего вида вещества не меняет его основных свойств. Необратимость представляет собой факт того, что дети не могут обратить вспять последовательность событий. Транзитивный вывод представляет собой использование предыдущих знаний для определения недостающей части с использованием базовой логики.
Конкретная операционная стадия
Конкретная операционная стадия является третьим этапом по теории Пиаже. Эта стадия проходит в период от 7 до 11 лет и характеризуется соответствующим использованием логики. В данный период мыслительные процессы становятся более взрослыми и характеризуется соответствующим использованием логики. Дети начинают решать проблемы более логично, но абстрактное мышление еще не развито. Таким образом ребенок может решать задачи относящиеся к конкретным событиям или явлениям.
Главными особенностями данного этапа являются индуктивное рассуждение, логика и устранение эгоцентризма. Индуктивное рассуждение представляет собой способность ребенка сделать выводы из наблюдений для более ясного понимания общей картины. Индуктивная логика представляет собой способность делать логические выводы из имеющихся сведений и данных. Устранение эгоцентризма, в свою очередь, представляет собой способность ребенка рассматривать разные точки зрения вне зависимости от личной позиции. В этот период времени детям рекомендуют давать решать задачи реальных проблем, а не абстрактных или гипотетических. Понимание и умение использовать полный здравый смысл еще не полностью адаптированы.
Формальная операционная стадия
Заключительный этап теории когнитивного развития Пиаже называется «Формальная операционная стадия». Он начинается в возрасте 11 лет и заканчивается между 14 и 15 годами жизни. На данном этапе интеллект демонстрируется посредством логического использования символов, связанных с абстрактными понятиями. Эта стадия мышления включает «предположения, не имеющие необходимого отношения к реальности». На данном этапе человек способен к гипотетическим и дедуктивным рассуждениям. К этому периоду времени у человека появляется способность размышлять об абстрактных понятиях(гипотетические и дедуктивные рассуждения). Этот формат мышления включает в себя гипотетические ситуации «что, если», которые не всегда уходят корнями в реальность.
Дети в младших классах в основном используют индуктивные рассуждения, а подростки начинают использовать дедуктивные рассуждения. Индуктивное рассуждение — это когда дети делают общие выводы из личного опыта и конкретных фактов. Подростки учатся использовать дедуктивные рассуждения, применяя логику для создания конкретных выводов из абстрактных понятий. Это является результатом их способности мыслить гипотетически. Так же Пиаже выделяет хорошо проявляющуюся в этот период причинно-следственную связь между событиями.
Основные положения популярных теорий
Кроме теории когнитивного развития Пиаже существует множество альтернативных теорий, которые пользуются популярностью во многих регионах нашей планеты.
Теория Льва Выготского
Лев Семенович Выготский (5 ноября 1986 – 11 июня 1934 года) — советский психолог наиболее известный своими работами по психологическому развитию детей.
Теория Льва Выготского основана на социальном обучении как наиболее важном аспекте развития. Согласно его убеждениям старшее поколение очень важно для развития детей младшего возраста. Они помогают детям учиться посредством передачи знаний от старшего поколения к младшему. Взрослые совместно с детьми осваивают понятия своей культуры и деятельности. Значительная часть теории основана на зоне ближайшего окружения, которая помогает добиться наиболее эффективного обучения.
В отличие от Пиаже, Выготский считал, что обучение предшествует развитию. Таким образом, изначально необходимо получить определенные знания, а затем получить возможность стать полноценно функционирующим человеком. Кроме того, советский ученый был убежден, что культура значительно влияет на когнитивное развитие ребенка. Наибольшую роль в этом плане играют именно родители ребенка, которые постепенно и ежедневно передают полученные знания своему чаду.
Метод обучения Монтессори
Мария Монтессори ( 31 августа 1870 года – 6 мая 1952 года) — итальянский врач и педагог, наиболее известная по своей философии образования и методике обучения.
Мария Монтессори начала свою карьеру, работая с умственно отсталыми детьми проводив свои экспериментальные исследования в начальной школе. В своем труде об обучении она выделила 4 этапа развития детей. Они включали в себя промежутки времени между рождением и вплоть до 24 лет.
Первый период (от рождения до 6 лет). В этот период Монтессори отметила у детей поразительное физическое и психологическое развитие. Она рассматривает детей в этот период как конкретного сенсорного исследователя и ученика, вовлеченного в развивающую работу по психологическому самопостроению и формированию функциональной независимости.
Второй период развития начинается от 6 и простирается до 12 лет. В этот период физически наблюдается удлиннение конечностей, а затем равномерный рост. Психологически наблюдался стадный инстинкт или желание работать в группах, а так же силу разума и воображения. Ребенок в этот период стремится к интеллектуальной независимости, более прибегает к моральным чувствам и социальной организации.
Третий период развития проходит от 12 до 18 лет. Монтессори отмечает в этот период половое созревание, а так же психологическую неустойчивость и трудности с концентрацией. Кроме того на данном этапе жизни наблюдается чувство собственного достоинства и чувство справедливости. В этот период ребенок ищет свое место в обществе.
Четвертый период развития проходит от 18 до 24 лет. Монтессори мало отмечала данный пепиод в своих исследованиях и не разрабатывала образовательную программу для этого возраста. Она представляла себе молодых людей, подготовленных своим опытом в образовании на более низких уровнях, готовых полностью охватить изучение культуры и наук, чтобы влиять на развитие цивилизации. Она считала, что экономическая независимость в форме работы за деньги имеет решающее значение для этого возраста, и считала, что произвольное ограничение количества лет обучения на университетском уровне не нужно, поскольку изучение культуры может продолжаться на протяжении всей жизни человека.