Опубликовано 3 комментария

История города Барановичи

История города Барановичи начинается, вероятно, до наступления XVIII века с момента образования одноименной деревни в Новогрудском воеводстве.  Современный исторический отсчет города Барановичи ведется от 17 (29) ноября 1871 года с момента образования железнодорожной станции Московско-Брестской железной дороги.

История поселения Барановичи до Первой Мировой Войны

Железнодорожная станция Барановичи в XIX веке(Барановичи-Центральные)
Железнодорожная станция Барановичи в XIX веке(Барановичи-Центральные)

Самые первые задокументированные упоминания о поселении Барановичи были на военных картах армейских картографоф Наполеона в 1812 году. История данного поселения как города начинает свой отсчет с момента открытия железнодорожной станции 17 (29) ноября 1871 года, названной в честь близлежащего поселения Барановичи. В том же году у железнодорожной станции появляется собственное локомотивное депо, а уже в 1884 году станция Барановичи становится железнодорожным узлом.

Минское губернское правление 27 мая 1884 года приняло решение об устройстве здесь местечка, получившего название Розвадово. Именно по этой причине День города Барановичи празднуют и по сей день в последнюю субботу мая. Местечко получило такое название, так как данный участок местности, в том числе и деревня Барановичи, находились в собственности Розвадовских с начала XVIII века. На тот момент поселение насчитывало 120 домов и около 1500 человек.

В этом же году сдается в эксплуатацию железная дорога разработанная по плану императора Всероссийского Александра III , соединившая Вильно с Ровно и пересекшая Московско-Брестскую магистраль неподалёку от станции Барановичи. Новая станция — Барановичи (сегодня Барановичи-Полесские) — становится вторым центром формирования будущего города. В этом районе возникает и быстро растёт поселение, получившее название Новые Барановичи. Новые Барановичи в своём развитии тяготели к местечку Розвадово (Старым Барановичам). На рубеже столетий оба поселения слились образовав целостностное поселение, которое отображалось на картах деревня Барановичи, которая относилась к Новогрудскому уезду Минской губернии.

Дорога засыпанная булыжником в Барановичах в 1930 году
Дорога засыпанная булыжником в Барановичах в 1930 году

С момента образования железнодорожного узла, Барановичи начали активно развиваться. Так как железнодорожная станция стала важнейшим логистическим узлом, в Барановичи начали перемещать воинские подразделения из Новогрудка и Городища. Количество жителей деревни увеличивалось с каждым годом. Основной костяк населения составляли крестьяне, рабочие, военнослужащие и торговцы. К 1897 году в Барановичах проживало уже 5135 человек без учета располагаемых войск. На этот момент времени в деревне располагалось 3 кирпичных завода, 3 завода мельничного оборудования, 2 мельницы, 2 лесопилки, завод по производству сахара, завод колесной мази  и множество других производств. К началу Первой Мировой Войны в Барановичах проживало более 30 тысяч человек и деревня была пятым (по величине) поселением Минской губернии. Поселение было по большей своей части деревянным. Одна улица была вымощена, а пять были частично засыпаны булыжником.

Барановичи в составе Польши

Барановичи на открытке с Польской картой 1934 года
Барановичи на открытке с Польской картой 1934 года

Второе десятилетие XX века для жителей Баранович стало одним из самых тяжелых периодов в истории с момента начала Первой Мировой Войны. В течение первого года Первой Мировой Войны в Барановичах располагалась Ставка Верховного Главнокомандующего. Николай II неоднократно(около 10 раз) в то время бывал в Барановичах. В период боевых действий Барановичи, как и многие поселения современной Республики Беларусь, были оккупированы немецкими войсками (с сентября 1915 года). Летом (в июле) 1916 года под Барановичами было одно из самых кровопролитных сражений (Барановичская операция) Первой Мировой Войны в котором погибло более 100 тысяч солдат. После окончания активных боевых действий в регионе, — наступает революция в Российской Империи от 1917 года и отделение Польши от Российской Империи. Впоследствие Советско-Польская война за территории, активные боевые действия которой так же проходили на территории Баранович. В 1919 году (в военный период) деревня Барановичи получает городской статус. Советско-Польская война заканчивается Рижским Мирным Договором 18 марта 1921 года, по которому часть территорий современной Республики Беларусь отошло Польше. На этой ноте закончилась история города Барановичи в составе Российской Империи и начался период в составе Польши.

Крестовоздвиженский костел в городе Барановичи сразу после постройки в 1924 году
Крестовоздвиженский костел в городе Барановичи сразу после постройки в 1924 году

В составе Второй Республики Польша Барановичи значится как важный экономический центр благодаря тому, что город оставался одним из крупнейших железнодорожных узлов. Сразу после подписания Рижского Мирного договора в город входит Польская администрация, которая соответственно наводит свои порядки. В межвоенный период Барановичи являлся городом, который граничил с территорией СССР и соответственно там располагалось большое количество воинских формирований. Так же в данный период польские историки сообщают о строительстве служащей колонии и гимназии(1922), католического костела св. Воздвижение Креста (1924), могила Неизвестного солдата(1926), современная городская бойня (1927), уездный музей(1929), Польский банк (1929), кинотеатр «Аполлон» и польская радиостанция(1938). К 1939 году городская численность населения составляла порядка 27,4 тысяч человек, что значительно меньше чем перед началом Первой Мировой Войны.

История города в период Великой Отечественной Войны

Железнодорожная станция Барановичи-Полесские в 1920 - 1930-х годах
Железнодорожная станция Барановичи-Полесские в 1920 — 1930-х годах из польских архивов

Вторая Мировая Война началась 1 сентября 1939 года. В результате похода Красной Армии на Польшу с 17 сентября по 5 октября 1939 года Барановичи вернулись в состав БССР и стали областным центром 4 декабря 1939 года. До начала Великой Отечественной войны в городе и области была ликвидирована безработица, заработали школы с обучением на белорусском, русском и польском языках. В результате боевых действий на Западе в город прибыло большое количество еврейских беженцев (свыше 3 тысяч человек). Еврейская община в Барановичах на момент начала Великой Отечественной Войны насчитывала порядка 8 тысяч человек.

Памятник жертвам Барановичского гетто в городе Барановичи
Памятник жертвам Барановичского гетто в городе Барановичи

22 июня 1941 года началось масштабное вторжение немецких войск на территорию БССР. 27 июня Барановичи были полностью оккупированы немецкими войсками. Фашистское руководство создавало на территории района лагери для военнопленных и места принудительного переселения евреев (гетто). В лагере военнопленных №377, который располагался вблизи железнодорожной станции «Лесная» было убито свыше 50 тысяч военнопленных и гражданских лиц. С 28 июня 1941 года в Барановичах в районе современного завода «Бархим» располагалось место для принудительного переселения евреев известное в истории как «Барановичское гетто». Все евреи города и близлежащих районов были принудительно поселены в этот лагерь и по некоторым данным их было более 30 тысяч человек. Все эти люди были уничтожены в 1942 году, когда фашистское руководство не нуждалось больше в рабочей силе и дало команду на уничтожение. О преступлениях совершенных в годы Великой Отечественной Войны фашистскими захватчиками можно разговаривать бесконечно, так как количества его просто не счесть.

Зеленый мост Барановичского гетто в Барановичах
Зеленый мост Барановичского гетто в Барановичах

Город Барановичи был освобожден 8 июля 1944 года в результате наступления войск I Белорусского фронта и партизан Барановичского и Минского соединения на Барановичско-Слонимском направлении (операция «Багратион»). Эта дата отмечается как День освобождения города. В результате боевых действий Великой Отечественной Влйны в городе Барановичи были разрушены свыше 85% зданий жилого и промышленного фонда. По оценкам историков были разрушены и не подлежали восстановлению 2500 жилых домов, драмтеатр, шесть школ, местная радиостанция, электростанция, паровозное депо и разграблен городской музей. Были выведены из строя паровозное и вагонное депо, разрушены вокзалы, железнодорожные пути и пункты водоснабжения паровозов.

Барановичи в послевоенный период и до настоящего времени

Часы на Площади Ленина в городе Барановичи
Часы на Площади Ленина в городе Барановичи

В первые послевоенные годы Барановичи восстанавливались ускоренными темпами. Благодаря трудолюбивости белорусского народа уже в первое десятилетие удалось добиться довоенного уровня развития. Только за период 1944 — 1945 годов была восстановлена работа всех медицинских учреждений города, открыто шесть школ, учительский институт и многое другое. К 1955 году уже работало около 40 промышленных предприятий, артелей и мастерских. Среди них артель «Красный металлист» (1955 год – завод станкопринадлежностей), мотороремонтный завод (1944 — автоагрегатный), артель «Коммунарка» (1947 год), Дом пионеров и школьников (1946), которые сегодня являются одними из крупнейших предприятий города. 8 января 1954 Барановичская область расформировывается и входит в состав Брестской области, а Барановичи становится городом районного значения.

 

К 1960 году численность населения города Барановичи увеличивается практически до 60 тысяч человек. Этому способствует скорое развитие промышленности и хорошее логистическое сообщение, так как Барановичи по прежнему оставались одним из крупнейших железнодорожных узлов БССР. В 60 — 70-х годах XX века развитие промышленности только набирало обороты. В этот период прявляются такие предприятия как 558 Авиаремонтный завод(1954), БПХО (1963), Барановичский ЖБК(1968), Стройтрест №25(1960) и др. Численность населения города с появлением новых рабочих мест быстро увеличивалась и соответственно увеличивался жилой фонд. К 1970 году численность населения перевалила за 100 тысяч человек, что является значительным демографическим показателем.

В дальнейшем развитие города не прекращалось, так как появлялись новые предприятия, учебные заведения и другие значимые объекты. К 1986 году появляется Барановичский станкостроительный завод, который является и сегодня одним из значимых промышленных объектов. Барановичи является первым городом в котором началась реализация проекта «Молодёжная столица». Сегодня в Барановичах проживает порядка 170 тысяч человек и город является крупным промышленным и логистическим центром.

3 комментария к “История города Барановичи

  1. Теперь понятно почему в Барановичах столько католиков. Ополячивание в межвоенный период дает свои отголоски и сегодня.

  2. Зеленый мост в Барановичах был самым страшным местом для евреев в годы Второй Мировой войны.

  3. Железнодорожные станции и в прошлом столетии были достаточно красивые, а сегодня так вообще они преобразились.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *